Свержение Мугабе

14 ноября на улицах зимбабвийской столицы Хараре появились танки. Военные взяли под контроль основные правительственные здания. Официально переворот не был объявлен. Руководство армии лишь заявило, что очищает окружение президента Мугабе от преступников. Фактически же Мугабе и его жена Грейс попали под домашний арест и лишились рычагов управления страной. Переворот прошёл без какого-то сопротивления. Некоторые представители окружения Мугабе грозились вспомнить Турцию 16 года, но никакой массовой поддержки у них не было.

Непосредственной причиной переворота стала борьба за преемство власти. Президенту уже 93 года, и этот вопрос стоит очень остро. За несколько дней до этого был отправлен в отставку вице-президент Мнангагва. Он пользовался популярностью в армии. Мнангагва мешал планам влиятельной жены Мугабе Грейс самой придти к власти. Основными сторонниками Грейс была группа G40 — люди среднего возраста, пришедшие в политику благодаря её личной протекции и не участвовавшие в борьбе с правлением белых. Вице-президент заявил, что теперь находится в оппозиции к престарелому лидеру. Неожиданно его поддержала армия. Военные, заручившись поддержкой Китая, взяли власть в свои руки. 20 ноября появилась информация, что Мугабе согласен официально уйти в отставку.

В России Мугабе часто представляют, особенно либералы, как какого-то левака, чуть ли не социалиста. На деле он был, конечно, обычным правым буржуазным лидером. Рабочие и бедные крестьяне действительно надеялись на перемены к лучшему после прихода Мугабе к власти, но их надежды не оправдались. Мугабе стал строить режим личной власти, не трогая при этом капиталистическую экономику. Права людей на выражение своего мнения в начале 90-х стали сильно ограничивать. Экономика также начала приходить к кризису. Мугабе сокращал государственные расходы и приватизировал предприятия, опираясь на советы МВФ. Это привело к том. Что рабочий класс и молодёжь встали в оппозицию к правительству. Под руководство профсоюзов совершались антиправительственные демонстрации, которые жёстко разгонялись. В 1997 в стране состоялась всеобщая стачка. В конце 1999 была создана социалистическая партия, опирающая на профсоюзы — Движение за Демократические Изменения. В феврале 2000 состоялся референдум, дающий Мугабе дополнительные полномочия и продление власти. Несмотря на контроль правительства над СМИ, его результат был отрицательным. В стране назревал политический кризис.

Испуганный рабочим классом, Мугабе решил найти поддержку среди африканского крестьянства. За 20 лет своего правления он не сделал почти ничего для земельной реформы. 70 процентов земли оставалось в руках белых фермеров. В 2000-oм году Мугабе начал хаотичную атаку по конфискации ферм. За короткий срок почти все фермы были отобраны. Вместе с белыми фермерами изгонялись их чёрные рабочие и арендаторы. Земли передавалась преимущественно сторонникам Мугабе. Он сам и его министры получили большие поместья. Большие коммерческие фермы в основном были разделены на мелкие участки, обладатели которых часто не имели опыта сельскохозяйственной работы. Все это привело к падению производительности сельского хозяйства. Растущие экономические проблемы Мугабе решал эмиссией всё новых денег, что привело к гиперинфляции. В 2008 он по сути проиграл президентские выборы, набрав лишь 43 процента, а его оппонент от MDC набрал 47. Но из-за развернутого мугабистами политического насилия Морган Цвингираи, главный оппонент, не принял участия во втором туре. Мугабе выступал один и победил. Однако протесты населения и международного сообщества привели к тому, что Мугабе заключил соглашение о разделе власти. В 2009-2013 оппозиция и президент совместно управляли страной. В это время экономика стала постепенно приходить в чувство. Но после 2013 из-за волюнтаристской и неэффективной политики Мугабе кризис возобновился. В 2016 снова состоялись массовые протесты против власти. На этом фоне и произошел переворот 2017 года.

Фактически у власти остались бывшие соратники Мугабе, вместе с ним подавлявшие рабочий класс и молодёжь Зимбабве. Отставку президента можно только приветствовать, но это не значит, что на этом надо остановиться. Теперь для народа Зимбабве настало время борьбы за подлинное народное правление, против буржуазии и бюрократии. Программой минимум может стать удаление от власти партии Зану и проведение подлинно демократических выборов.